DPI (CPI) мышки для игр и чувствительность: как связаны?

Опубликовано: 3 Октябрь 2013 в рубрике Для геймеров   Tags: , , ,

DPI (CPI) мыши для игр и чувствительность мыши — это одно и тоже?

Нет. Это абсолютно разные величины.

Однако DPI напрямую влияет на чувствительность мышки и что бы понять как именно давайте представим тестовую ситуацию.

Допустим у нас есть монитор с разрешением 1000*500. Такие значения выбраны исключительно удобства расчета для.

И есть мышка с сенсором 1000 DPI.

Примечание: DPI более обобщенный термин, он больше подходит для печати (исторически так сложилось). Для сенсора мышки гораздо точнее подходит аббревиатура CPI — каунт пер инч или по-русски количество «значений» на дюйм.

Имеется в виду количество «изменений» положения мышки, которое может зафиксировать  датчик при перемещении мышки на 1 дюйм.

Вернемся к эксперименту. Мы начинаем двигать мышь горизонтально по ковру и передвигаем  ее ровно на 1 дюйм.

В результате она передаст на компьютер те самые искомые 1000 зафискированных «значений». На этом этапе ни мышь ни компьютер, не знаю ничего ни о расстоянии ни о чувствительности. Все что есть это тупо 1000 безразмерных значений-»каунтов».

Теперь задача компьютера (драйвера) перенести эти значения на плоскость монитора.

Эта плоскость представляет собой систему координат с размерностью в виде пикселей.

Соответвенно драйверу как-то нужно увязать

  • безразмерные «разы», которые посчитал оптический сенсор мышки;
  • пиксели монитора.
На этом этапе подключается всем известная настройка «скорости указателя» в операционной системе (см. скриншот ниже)

DPI и чувствительность мыши

По своей сути это множитель, определяющий сколько пикселей будет равно 1 «значению» полученному от сенсора мышки.
Если ползунок находится посередине шкалы это означает, что 1 пиксель = 1 значению.
Таким образом 1000 «значений» превратятся в 1000 пикселей, а значит курсор пересечет весь экран по горизонтали.
В результате есть 2 теоретических способа менять чувствительность мыши
1)изменить «множитель» в настройках ОС или драйвера;
2)изменить DPI.

Высокий DPI: необходимость или маркетинговая «фишка»?

Иногда возникают вопросы зачем вообще на крутых игровых девайсах постоянно накручивают DPI сенсеров? Целесообразно ли это вообще или это просто маркетинговый ход?

Ключевым аспектом в геймерском  »машестроении» является точность мышки.  Общую точность можно условно разделить на 2 составляющие:

  • «моторная точность» — это исключительно «человеческая составляющая», т.е. способность нашей нервной системы и мышц совершать точные движения;
  • «аппаратная» точность — техническая составляющая, точность всей системы мышь-драйвер.

Наша сенсорика гораздо точнее и быстрее реагирует на значительные изменения нежели на незначительные, поэтому нам проще совершать большие движения, нежели маленькие.   Чем меньше движение мы совершаем тем выше наша погрешность. Чем амплитуда движения больше — тем погрешность меньше.

На этом этапе может показаться, что в таком случае чем меньше PDI, тем лучше.

Вот здесь то и становится важна вторая составляющая — точность измерений.

Представьте 2 случая. В одном случае мы передвигаем мышку с сенсором, имеющим DPI 2000, в  другом DPI 500

Допустим привычной и комфортной для нас является ситуация, при которой для перемещения курсора из одного края экрана в другой мы перемещаем мышку на 1 дюйм.

Это значит что в случае с первой мышкой мы должны назначить 2 DPI = 1 Px (пикселя)

А в случае со второй, наоборот 1 DPI = 2 Px

Имея на 1 пиксель 2 измерения мы получаем  двойную точность. А во втором случае, напротив — двойную погрешность.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что программная настройка чувствительности (ползунками в игре или в ОС) не является «бесплатной», а происходит исключительно за счет точности.

По этому увеличение DPI это реальное преимущество а не маркетинговый ход.

Однако есть еще один момент…

Для всех ли так важен DPI?

DPI и разрешение монитора

Реальная «чувствительность мышки» ощущается нами не как соотношение пикселей к миллиметрам (мы не видим и тем более не считаем пиксели) а исключительно как отношение длинны экрана к пути пройденному мышкой.

Что это значит?

Если вы сейчас измените разрешение рабочего стала в 2 раза то вы обнаружите что реально ощущаемая вами чувствительность увеличится вдвое.

Большее разрешение наоборот уменьшит реально воспринимаемую чувствительность. Соответвенно возникнет необходимость праграмно сдвинуть ползунок настроек скорости вправо тем самым уменьшив точность.

Вовод: чем больше разрешение тем больший запас точности сенсора нужен.

DPI и скорость мышки

Теперь представим, что двое ребят играют с одинаковым разрешением, допустим 1600.

Для первого привычная чувствительность та, при которой перемещение курсора через весь экран соответствует перемещению мышки на 2 дюйма.

Для другого на 4 дюйма.

Если предположить, что второй человек играет на мышке с сенсором в 1600 DPI получим, что длина его экрана разбивается на 1600*4=6400 «каунтов»

И мы имеем точность, определяемую соотношением 1 px= 4 каунта.

В первом случае соотношение будет иным 1px = 2 каунтам.

Т.е. точность в 2 раза меньше.

Иными словами, человеку, который играет на вдвое большей чувствительности, что бы иметь туже «техническую» точность нужна вдвое более точный сенсор.

Сколько DPI нужно для игровой мыши?

Влиянием на точность разрешения и привычной скорости объясняются ситуации, когда один человек на каком нибудь форуме уверяет, что ему хватает сенсора допустим 2000 DPI,  в то время как другой человек искренне не понимает как такое возможно, ведь ему объективно мало  3000 DPI.

Соответвенно для людей, играющих на разном разрешении и привыкшим к разной чувствительности, предел точности при которой они перестанут замечать ее дальнейшее увеличение будет разным. Короче — универсального ответа быть не может, но логика следующая — чем меньше ваш монитор, чем слабее карточка (чем меньшее разрешение она тянет в играх) и чем меньше привычная чувствительность мышки — тем меньший DPI вас устроит.