DPI изображения и разрешение печати

Опубликовано: 1 Январь 2015 в рубрике Для дизайнеров  

DPI изображения и разрешение печати — что это и как они связаны?

Как оказалось в этом вопросе путаются даже опытные дизайнеры, что натолкнуло меня на мысль написать отдельную статью, в которой я постараюсь раскрыть данную тему.

Много времени это не займет — максимум 15 минут.

Что такое DPI и разрешение изображения?

Как вы знаете, растровое изображение состоит из пикселей, которые в упрощенном варианте можно представить как цветные квадраты.  Для отображения на мониторе видеокарта использует данные о разрешении изображения, при этом вы можете масштабировать его колесом мыши и видеть, как оно уменьшается или увеличивается. Одновременно вы заметите что «квадратики», из которых оно состоит, так же уменьшаются или увеличиваются. Таким образом 1 «цифровой» квадрат на мониторе не имеет фиксированного «физического» размера.

Если мы захотим напечатать цифровое изображение — нам никак не обойтись без того, что бы  задать фиксированный размер цифровым квадратам.

В этом-то нам и поможет DPI.

DPI — количество точек на физический дюйм. Этот параметр определяет сколько «цифровых» точек поместится на 1 дюйме реального пространства, соответственно — какой физический размер будет иметь каждая «цифровая» точка при выводе на печать.

DPI и разрешение: практическая часть

Пришло время открыть Photoshop и закрепить теорию на практике, а заодно узнать еще некоторые важные моменты.

В качестве исходного изображения я буду использовать произвольный файл с разрешении 100*100 пикселей.

Открыв (или создав) его в фотошопе переходим в меню Image — Image Size.

В рамках статьи можно выделить 2 режима  редактирования параметров изображения — со включенной и выключенной опцией «Resample Image».

Для начала снимаем галочку. Обратите внимание — в таком режиме параметры «цифрового» разрешения изображения стали недоступными для изменений.

DPI и разрешение фото - редактирование

В итоге мы видим 3 параметра

  • цифровое разрешение ( не можем менять);
  • физический размер документа  (можем менять);
  • Resolution — разрешение на печати, измеряемое в DPI (можем менять). Пусть вас не смущает, что в английской версии у этого параметра стоит размерность Pixel/Inch. В данном случае под пикселем подразумевается именно точка. 
Если мы будем уменьшать DPI — уменьшится количество пикселей, которые поместятся на 1 дюйме. Естественно, при снятой галочке и неизменном цифровом разрешении, это возможно только в том случае, если каждый пиксель станет больше. И действительно — поменяв значение с 72 DPI на 7,2 (т.е. в 10 раз)  мы увидим, что физические размеры макета увеличатся в те же 10 раз (с 1,3 дюймов до 13). В обратном направлении естественно все так же — увеличивая/уменьшая размер макета  мы уменьшаем/увеличиваем DPI.
DPI и разрешение изображения

Снятая галочка «Resample Image»  устанавливает связь только между 2 из трех параметров (размер макета и разрешение печати  в dpi), а третий (разрешение изображения) всегда остается неизменным.

DPI и Resample Image

Предположим, что у вас есть конкретная задача — сверстать макет для печати баннера 3*2 метра 72 DPI.

Вы просто включаете эту опцию и устанавливаете сначала  размер печатной области, а затем  разрешение в DPI. Отличие от предыдущего пункта заключается в том, что размер макета и разрешение для печати перестают влиять друг на друга — вместо этого они оба изменят разрешение изображения.

Причем изменение разрешение возможно как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Уменьшение разрешения

Суть достаточно проста. Если у нас есть искомое изображение 200*200 и нам, потребуется сделать из него 100*100 — это значит, что каждые 4 пикселя нужно заменить одним.  Программа берет «пипетку» и измеряет цвета этих 4 пикселей.  Затем по специальному алгоритму на их основе она высчитывает цвет 1 пикселя.

Увеличение разрешения

Увеличение разрешения происходит весьма формально. Грубо принцип можно представить так — если слева находится желтый пиксель, справа красный, а посередине черный, и разрешение нужно увеличить в несколько раз, то черный пиксель делится на несколько частей. А затем эти части слева направо окрашиваются в максимально ровный градиент, от  темно-желтого до темно-красного.

Т.е. на практике данный эффект не может полноценно заменить изображение большего разрешения, а позволяет лишь сгладить четки границы больших «зерен» «замылив» их.