Шрифтовые лицензии

Опубликовано: 3 Октябрь 2013 в рубрике Для дизайнеров   Tags: , , ,

Шрифтовые лицензии

Изначально важно понять, что шрифты – результат кропотливой творческой работы. Это труд. Любой дизайнер хочет, чтоб его труд был оплачен, посему оплачивать шрифты, которые вы используете в своих проектах – не просто коммерческие отношения. Это карма.

Во всем мире люди платят за лицензии на продукты (ПО, книги, музыка, кино) – это норма. У нас жажда халявы перекрывает здравый смысл. А смысл заключается в том, что воруя шрифты или другие вещи – мы поддерживаем варварское общество, чье развитие и дальнейшая эволюция становится под вопросом.
Чтобы считаться профессионалами своего дела, мы должны быть грамотными в том, что касается нюансов процесса работы. Иначе мы просто ходячие графические редакторы.

О лицензиях. Типы шрифтовых лицензий

Итак, в первую очередь о бесплатных шрифтах. Шрифты, поставляемые вместе с программным обеспечением (OEM) – не бесплатны, их стоимость входит в стоимость ПО. Все эти шрифты сопровождены лицензиями, в каждой из которых прописано какое использование разрешено и какое нет.
Есть шрифты принципиально бесплатные, например, PT Sans/Serif/Mono (первая в России шрифтовая гарнитура, разработанная на деньги государства), имеет лицензию OFL (Open Font License), их нельзя продавать за деньги или еду.

Бесплатные шрифты могут распространять в качестве рекламной приманки клиентов, чтоб заинтересовать их другими продуктами компании, но как правило, эти шрифты имеют неполный знаковый состав или определенные начертания из существующей палитры. Также компании распространяют коммерческие шрифты за 0 денег, но при этом они имеют коммерческую лицензию.
Существует тип лицензии, когда компания-разработчик предоставляет шрифт пользователю бесплатно, дабы проверить их на деле, они распространяются с лицензией, не ограничивающей использование, но запрещающей распространение.
Когда вы покупаете шрифт, вы не покупаете шрифт. Один шрифт имеет несколько типов лицензий, отвечающих определенным нуждам пользователя и вы должны выбрать нужную вам. Каждая лицензия имеет ограничения, не чтоб «продать побольше», а чтоб не купить лишнего. Можно оформить временную лицензию для тестирования шрифта перед покупкой. В базовую лицензию входит: количество станций (компьютеров), количество пользователей, встраивание в документ, передача третьим лицам.
Для использования шрифтов в логотипах, компьютерных играх или приложениях, а также для модификации шрифта нужна специальная (extended) лицензия, которая оформляется двусторонним договором с держателем прав.

Виды лицензий

Самые распространенные виды лицензий на шрифты – принт и веб. И принт, и веб-лицензии имеют как базовые варианты, так и расширенные. Или расширяемые за счет двусторонних договоров, в которых прописывают нестандартные условия использования шрифта. В такой договор можно вписать любое условие, не противоречащее законам. Также существуют специальные лицензии, такие как: корпоративные, для телевидения или для титров.

Самая любимая лицензия – для печатной продукции. Покупая ее, вы получаете право использовать шрифт на любых поверхностях: экраны компьютеров, печатные материалы, текстиль и прочее. Важно отметить, что принт-лицензия дает право использовать шрифт на веб-сайтах только в виде картинки.
В принт-лицензии должно быть указано можно ли передавать файл шрифта третьим лицам (коллеги, братья, типография). Такая вроде шокирующая информация – как же не передать файл типографии?! Они ж просят. А как же персонализация?! Так вот, для передачи файла на производство, должна быть отдельная лицензия. А так – переводите шрифты в кривые и никаких «пришлите шрифт на всякий случай».

Базовая Веб-лицензия разрешает использовать шрифты для оформления сайта с помощью механизма @font-face. Все прочие технологии, типа sIFR, Cufon или Typeface.js требуют дополнительной лицензии. Стоимость Веб-лицензии привязана к стоимости обычной базовой лицензии и определяется суммарным трафиком на сайтах, для которых покупается шрифт.
* Будьте внимательны при покупке тем для своих сайтов и блогов, если в теме прописан шрифт, внимательно изучите документацию, в которой должны быть прописаны условия использования шрифта.
Западные дизайн-студии очень бережно относятся к своим лицензиям, внутри таких студий существует система, которая позволяет работать со шрифтом параллельно строго определенному числу пользователей. При этом дизайнеры не имеют доступа к самому шрифтовому файлу и не могут его видоизменять.
Что, если заказчик не понимает для чего нужно покупать шрифт?
Для начала, нужно популярно объяснить клиенту, что шрифт – объект авторского права и защищен ГК РФ (ст. 1259, п.1) и использование его в коммерческих целях без лицензии может навлечь на него беду. Помимо прочего, вы можете включить стоимость шрифта в смету разработки дизайна.
Важно понимать, что клиент, отказываясь оплачивать лицензию, навлекает беду не только на себя, но и на вас, если у вас нет лицензии на используемый в вашем дизайне шрифт.
*
В РФ по закону, когда организация покупает шрифт для использования штатным дизайнером, или когда организация, будучи вашим клиентом, оплачивает лицензию на использование шрифта в логотипе, бухгалтерия должна поставить покупку шрифта (как ПО) на баланс, то есть покупка шрифта для организации или ИП – то же самое, что и покупка Фотошопа.
Господа, не стесняйтесь задавать вопросы и дополнять информацию.