Цвет, цветовое ощущение, физический стимул — в чем разница?

Опубликовано: 18 Январь 2014 в рубрике Монитороведение  

Цвет и цветовые ощущения: а в чем разница?

Представьте, что вы купили новую машину. Зеленого цвета. Приехали на ней домой, припарковались. Выглядываете поздним вечером во двор и видите, что машина стала синей!

Когда на зеленую поверхность светит желтый свет уличного фонаря она выглядит синей.

На этом примере удобно начать ориентироваться,

  • цвет — физический параметр краски машины, поглощать ту или иную часть спектра;
  • синий – цветовое ощущение испытываемое человеком;
  • стимул, вызывающий цветовое ощущение синего — длинна волны улавливаемая глазом, на которую влияет и физ. цвет машины и спектр света фонаря.
Естественно, на бытовом уровне на таком делении никто не заморачивается, мы просто говорим «у меня синяя машина» или «у меня зеленая кофта» в 99% подразумевая цветовое ощущение.

Из этого примера можно выделить первую проблему — как измерить цветовые ощущения?

Ведь т.к. и фотографы и дизайнеры работают для людей, то первостепенным является передача именно цветовых ощущений.

Развитие промышленности привело к необходимости создания точных числовых описаний именно цветовых ощущений человека.

На первый взгляд задача казалась невыполнимой – как можно математически описать столь эфемерное понятие, как цветовое ощущение? Однако решение нашлось.

Физический стимул

Я не буду глубоко вдаваться в дебри физики и устройства нашего мозга.  Для нас важно лишь, то что умные люди прошлого, ученые мужи так сказать, поняли, две ключевые вещи:

  • цветовые ощущения вызывают физические «стимулы» — электромагнитное излучение определенного диапазона.
  • любое цветовое ощущение может быть получено за счет смешения в определенной пропорции 3 кардинальных  стимулов.

Кардинальные, это стимулы, которые в сумме способны дать физический стимул, вызывающий цветовое ощущение белого цвета.

Таким образом было получено некоторое подобие координатных осей, которые знакомы всем по школьной программе.

Оставалось  добавить только точку – начало координат.

Опять же ученые умы поняли, что зрительная система человека ведет свою настройку (в ходе эволюции возникла необходимость в режиме реального времени подстраиваться к изменению естесвенного освящения) от ощущений  белого цвета. Его и было решено взять за начало координат.

Единицы измерения

Итак система координат есть. Как быть с единицами измерения?

Единицей измерения служит количество стимулов которое при смешивании вызывают тоже ощущение, что и опорный белый цвет. От этого количества затем отсчитываются «доли» стимулов при измерениях.

Непонятно?  Мудрено?

Просто откройте сейчас знакомую и привычную RGB-схему: 255 красного +255 зеленого+ 255 синего дают белый. Так ведь намного понятней и привычней, правда?)

Вот мы и получаем привычную модель когда, каждый цвет из палитры может быть описан долями, например 10 красного 100 зеленого и 50 синего.

На этом этапе стоит упомянуть (пока что вскольз, более подробно этот момент разберем попозже)  что итоговое цветовое ощущение будет зависеть и от опорного белого цвета., т.е. освещения.

Именно по этому калибровка монитора в профессиональных фото-студия производится только в условиях полного отсутствия дневного цвета, который имеет НЕстабильную в течении суток температуру, в следствие чего калибровка монитора теряет свою актуальность с изменением погоды и времени дня.