Рабочее место дизайнера: освещение

Опубликовано: 20 Январь 2014 в рубрике Для дизайнеров, Монитороведение  

Освещение на рабочем месте дизайнера

Цветовая адаптация человека

Наша зрительная система имеет несколько механизмов цветовой адаптации. Эволюционно эти механизмы помогали сохранить неизменность восприятия объектов в условиях постоянно изменяющегося освещения. В рамках статьи можно выделить 3 механизма адаптации

  • адаптация по контрасту;
  • адаптация по белому;
  • хроматическая адаптация.
Каким образом это на практике касается дизайнера? Дело в том, что адаптация зрения происходит ко всей видимой сцене, а не только к монитору.
Рабочее место дизайнера: свет

 Адаптация по контрасту

Суть данной адаптации сводится к тому, что зрительная система определяет общий контраст сцены в поле зрения. В результате самый энергетически яркий участок будет воспринят как «точка белого», а с наименьшей энергией за точку черного.

  • точка белого задаст опорный белы цвет ( а мы помним, что для передачи цвета помимо координат RBG нам нужен опорный белый цвет)
  • точка черного задаст «начало координат»  стимулов.

Адаптация по белому

После того, как зрительная система определила самый яркий участок, его температуру она примет за температуру опорно белого цвета. А он в свою очередь задаст хроматическую адаптацию Обратите внимание на 2 и 3 изображение — как меняется восприятие цветов в зависимости от того теплый или холодный свет падает через окно, которое в примере является самым ярким объектом в поле зрения.

 В результате мы можем сформулировать первые требования к организации и освещению рабочего места дизайнера.

  • белая точка монитора должна быть самой яркой в поле зрения (убираем все светлое, яркое, бликующее, светящееся из поля зрения)
  • черная точка монитора должна быть самой темной в поле зрения (убираем все черное)
  • освещение в помещении подбирается таким образом, что бы предметы в поле зрения по ощущениям яркости находились в примерно посередине между белой и черной точкой монитора.
  • минимизировать количество цветных предметов в поле зрения, в идеале исключить полностью ( у проф. колористов требования на подобии — серые матовые столы, поверх одежды серые халаты)
  • И самое главное: позаботиться о качественном источнике искуственного света полностью исключив дневной свет.

Если вы хотите прфоессионально отколибровать монитор, то сделать это можно ТОЛЬКО в условия полного отсутсвия естесвнного света, т.к. его температура  иинтенсивность постоянно меняется в зависимости от погоды и времени суток, так что актуальность колибровки меняется несколько раз за день.

В следующей главе мы поговорим подробнее о параметрах искусственного освещения рабочего места дизайнера.