Настройка гаммы в 3Д Макс

Опубликовано: 1 Октябрь 2013 в рубрике Полезные настройки 3ds Max  

Зачем нужна настройка гаммы в 3Д Максе?

Настройка гаммы в 3 Д Максе — одна из самых первых настроек, которую следует освоить.  На то есть 2 основные причины

  • реалистичное изображение можно получить ТОЛЬКО при правильных настройках гаммы. Это объясняется тем, что наш мозг  привык распознавать объемность пространства за счет света и тени. Неправильные настройки гаммы проявляются  в невыразительных тенях, что способно создавать эффект «летающих» предметов;
  • правильные настройки гаммы обеспечат лучшее качество и максимально быстрый рендеринг. Адаптивность V-Ray позволяет экономить вычислительные ресурсы на просчете плохо освещенных мест. С хорошо освещенными местами (и как следствие заметными) он поступает наоборот – просчитывает их более качественно. Вот только для того, что бы он правильно понял какие места хорошо освещены, а какие плохо – нужно правильно настроить гамму.
С необходимостью мы разобрались, теперь перейдем к сути.

Что такое гамма?

Гамма, это мера нелинейности перехода от темного к светлому.

Практическая необходимость введения этого термина обусловлено тем, что разные устройства по-разному воспроизводят свет. Например принцип действия старого телевизора и современного ЖК монитора совершенно разный и как следствие разная зависимость будет также между напряжением и яркостью на двух этих устройствах. Чтобы иметь возможность на выходе получать более-менее одинаковое изображение и необходима гамма-коррекция.

Если совсем утрировать, то гамму можно сравнить с языком.  Чтобы донести до иностранца смысл предложения, нам необходимо каждое слово перевести с одного языка на другой.

Точно так же программа должна сначала определить с каким устройством она взаимодействует, узнать его «язык»(гамму), что бы затем перевести на этот язык искомую картинку — объяснить что, вот этот пиксель должен быть настолько светлым, а вот этот настолько темным.

Теперь перейдем к настройке гаммы непосредственно в 3Д Максе.

Настройка гаммы в 3Д Максе

В 3Д Максе есть аж 4 настройки гаммы, для разных «частей»:

  • гамма в редакторе материалов и вьюпорте;
  • гамма во вьюпорте;
  • гамма в окне Frame Bufer;
  • гамма-коррекция при сохранении рендера.
В первых трех пунктах значения должны совпадать, если мы хотим, чтобы материалы везде выглядели одинаково (в редакторе, вьюпорте и во фреймбуфере).
Логично задаться вопросом: а зачем вообще понадобилось разделять на три настройки, ведь очевидно, что они должны отображаться одинаково?
Ответа я не знаю.  Может быть есть какая-то извращенная ситуация, когда могут понадобиться разные значения. Если кто-то знает – напишите, пожалуйста.

Настройка гаммы 1

Первым делом необходимо активировать Frame Buffer:

настройга гаммы 3Д Макс фрейм буфер

F10-Закладка V-Ray-V-Ray Frame Byffer – поставить галочку Enable Build in Frame Biffer

Настройка гаммы 2

Затем устанавливаем значение гаммы для вьюпорта и редактора материалов.
Customize-Preferences-Gamma and LUT.
Ставим здесь галочку Enable Gamma/LUT  correction – открывается доступ к настройкам.
Ниже в графе Display устанавливаем нужное нам значение гаммы
В графе Material and Colors ставим обе галочки — применяем тоже значение гаммы для материалов и текстур в редакторе материалов.

Настройка гаммы 3

В этом же окне есть настройка Bitmap Files- Input Gamma и Output Gamma.
Значение Input Gamma должно быть таким же, как в предыдущих пунктах.
А вот значение Output Gamma – опционально. Эта опция ошибочно названа гаммой, в реальности это самый настоящий множитель гамма-коррекции. Он отвечает за то, насколько нужно осветлить или затемнить изображение при сохранении.   Если мы хотим что бы в итоговом сохраненном файле изображение было таким же как и во фреймбуфере – ставим значение 1. Значения больше 1 делают изображение светлее, меньше 1 – темнее.

Каким именно должно быть значение гаммы?

Наибольшее распространение получила гамма 2.2. Однако, не стоит воспринимать это как единственно верное значение.

Технически, настройки гаммы должны соответствовать гамме вашего монитора, а современные мониторы имеют гамму от 1,8 до 2,4.

Значение 2,2 является национальным стандартом для телевидения в США. Т.е. подразумевается некоторое усреднение в расчете на корректное отображение на как можно большем количестве устройств.

Пробуйте, эксперементируйте, подбирайте лучшее значение именно для вас. Учтите и художественную составляющую – некоторые рендеры могут смотреться более выигрышно, если уменьшить гамму и сделать тени более насыщенными.

Ну и, естественно, не забудьте сохранить итоговые настройки V-Ray.