Каллиграфический логотип

Опубликовано: 9 Ноябрь 2013 в рубрике Айдентика, Статьи   Tags: , , ,

Каллиграфический логотип – условный термин, он не определяет всей широты спектра знаков и графических надписей, при построении которых используются живые, рукописные приемы. Это может быть непосредственно каллиграфия, как написание от руки чего-то нового, так и дизайнерская обработка уже существующих форм. Главный их признак – отличие от знаков, при помощи наборного, геометрического подхода. Чаще всего это оживление привычных буквенных форм, создание из них целостного, запоминаемого образа.

В истории немало примеров абстрагирования знака до буквы. Так, скажем, из древнего знака быка получился финикийский Алеф, затем греческая Альфа, и, наконец, латинская и кириллическая А. Много и обратных случаев — когда через надпись передаются идея и понятие. Как тут не вспомнить Хризму или буквы ρω (Рωμα) на византийских монетах Боспора, выстраивающихся в знак якоря — символ церкви. История каллиграфического логотипа – древняя и начинается во времена формирования культурной и религиозной базы цивилизации.


Палеограф Людвиг Траубе в своем труде Nomina sacra, Versuch einer Geschichte der christlichen Kurzüng (1907) представил строго последовательную в хронологическом отношении историю сокращений и написания сакральных имен и понятий, которые восходят к еврейской тетраграмме. Слова Οεοζ, Deos, Бог пишутся в греческой, латинской и церковно-славянской традиции сокращенно. А в те времена именно святые слова было необходимо художнику превратить в запоминаемый символ, а не бренды, как сейчас. Важные слова как бы «схлопываются», и получается филологически и графически цельный образ, помеченный иногда титлом (знаком сокращения). Возникают лигатуры и монограммы, которые могут считаться началом каллиграфического логотипа.

Есть неизменные правила соединения букв, применяемые в вязи и в других типах надписей в разных языках и традициях. Их использовали средневековые художники, использует и современный дизайнер. Они выше времени и пространства. Достаточно сравнить, скажем, личный экслибрис деятеля русского раскола, священноинока Досифея, в котором в полной мере проявился талант плетения слов, с леттерингом Buasrlerng современного нидерландского арт-деятеля Нильса Мюльмана (Niels “Shoe” Meulman). Последний использует на современном этапе те же узнаваемые приемы вязи.

Кроме физического соединения и контакта букв важную роль в создании графического образа играет ритмика, рифмика линий. Повторяемость элементов, росчерков, акцентов заставляет зазвучать шрифтовую композицию даже с дополнительным невербальным подтекстом.

Дэн Коттон

Логотип в общем случае может включать совокупно или в отдельности два элемента: оригинальное начертание названия бренда и визуальный образ, знак. Комбинаторика подсказывает, что степеней «рукописности» логотипа может быть три. Первая – когда рукописной является только надпись. Эмоциональная каллиграфия Сергея Шапиро – пример того, как иной раз образный леттеринг составляет такое важное качество марки, как запоминаемость. В других случаях только знак является следом кисти или пера, а для надписи используются уже существующие шрифты. Тут вспоминается замечательный по простоте логотип  ресторана Culinary Zen, выполненный франкфуртским дизайнером Огужаном Окаланом (Oguzhan Ocalan). Здесь мазок кисти символизирует тарелку и в то же время оживляет минималистичный дизайн. Наконец, в третьем случае надпись и знак выполнены одним приемом, как в логотипе для Дома Композитора (Олег Мацуев).

Сергей Шапиро

Огужан Окалан

Олег Мацуев


Можно систематизировать каллиграфические логотипы и по другому принципу – по подходам в использовании разных стилей письма. Тот или иной исторический почерк подбирается в контексте задачи. Безусловно, что логотип ресторана в готическом замке не может быть выполнен в духе византийского унциала. Удача при создании образа и «попадания» в маркетинговую цель зависит от выбора шрифта, каллиграфического приема и вкуса художника.

В выбранных стилистиках порой очень интересно пересекаются традиционализм и радикализм. Можно опираться на что-то очень программно-палеографическое – бастарда, каролингский минускул, римское квадратное письмо, копперплейт, скоропись, устав. А уже вариации на тему бывают очень прогрессивными, как, например, логотип Calligraffiti того же Нильса Мюльмана, давшего название целому направлению в современном граффити.

Декоративный шрифт больше связан с украшательством и росчерками неклассических форм, а также с применением фактур и других каллиграфических эффектов. Личный экспериментальный почерк используется для передачи экспрессии, где шероховатые приемы, неровности и случайности придают необходимый колорит дизайнерским решениям.

При создании логотипов бывает уместен рисованный шрифт на основе каллиграфических приемов. Например, в известном логотипе Chupa Chups, нарисованном Сальвадором Дали: здесь за выверенным контуром угадывается каллиграфическое мышление.

«Рукодельность» логотипа не становится архаизмом со временем. Наоборот, периодически возникает тенденция редизайнов в сторону каллиграфичности как контр-тренд геометричности.

© А. Чекаль

______________________________

Словарь терминов

Лигатура – знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем.

Экслибрис – книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Разновидность экслибриса, оттиснутого на корешке или сторонке переплётной крышки книги, называется суперэкслибрисомОбычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Хризма – монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.

Копперплейт (Copperplate) или английский круглый почерк, это стиль каллиграфического письма, при письме используется заостренное перо вместо плоского. Отличительная черта копперплэйта – толщина штриха определяется давлением и углом наклона пера по отношению к поверхности бумаги.