Глянцевый или матовый монитор?

Опубликовано: 3 Апрель 2014 в рубрике Монитороведение  

Глянцевый или матовый монитор

Снова обсуждаем наболевшую тему, о которой в интернете написано множество статей. Большая их часть апеллирует к субъективными доводами вида: «мне так кажется». В данной статье мы сделаем иначе — отталкнемся от фактов, а поможет нам в этом знание основ колорменеджмента и литература замечательного специалиста Алексея Шадрина.

В чем преимущество глянцевого монитора?

 

Главное преимущество глянцевого монитора в контрастности изображения.

То, что контрастность определяется соотношением энергетической яркости самой темной точки и самой светлой — знают все.

Забывая, что наша зрительная система имеет механизмы адаптации по контрасту. Что это такое проще всего показать визуально.

Глянцевый или матовый монитор

Суть явления в следующем — зрительная система выбирает самый светлый и темный объекты в ПОЛЕ ЗРЕНИЯ и настраивается на них. Чтобы на мониторе была адекватная картинка достаточно, чтобы самые светлые и темные точки в поле зрения были именно на нем. А для этого вполне достаточно не вешать позади монитора темных предметов и не ставить там ламп ( или не ставить монитор перед окном).

Избыточная контрастность глянцевых мониторов

Вместе с тем глянцевые мониторы имеют избыточную контрастность, которая действительно ощущается нами. Визуально она воспринимает как «улучшение картинки». Это связано с тем, что  в естественных условиях эволюции мы не привыкли видеть  такой контраст на маленьком (относительно всего поля зрения) участке.  Отсюда и возникает  ВАУ-эффект — мы смотрим на монитор и нам кажется, что изображение выглядит «абалденно»!

Глянцевый или матовый монитор для дизайнера

Постараюсь максимально тактично изложить свою позицию. Безусловно сам по себе монитор не делает из человека ни хорошего дизайнера, ни плохого. но тем не менее у глянцевого монитора есть 2 существенных недостатка.

Обман

Первым пунктом в моем списке будут вовсе не блики, о которых написано в интернете очень много. На мой взгляд куда важнее сама концепция глянцевого монитора, которая подразумевает ИСКУСТВЕННОЕ (!) улучшение восприятия изображения на мониторе. Любая блондинка, сфоткав свою собачку или новый маникюр может радоваться тому, что фотография на экране ее айфона смотрится круче чем картины Рембрандта.

Негативная составляющая в том, что упомянутый «вау-эффект» способен подменить собой реальную эстетическую составляющую — можно нарисовать любую ерунду и на глянцевом мониторе она будет смотреться «сочно» и красиво.

А теперь коллеги-дизайнеры зададимся вопросом — а оно нам надо? Кого мы обманываем таким образом?

Ну хорошо, мы посмотрим у себя на глянцевом мониторе и порадуемся за себя, но нам ведь сдавать эту работу заказчику. Макет будет напечатан. И будет очень печально увидеть в финале не шедевр, как нам казалось, а унылое… творчество, которое можно охарактеризовать словами «скучно, уныло — смотреть не на что».

Так что на мой взгляд дизайнеры не заинтересованы в том, что бы обманывать самих себя используя глянцевые мониторы.

Более подробно об этом эффекте можно услышать в лекции Шадрина, правда там говоритс яо разнице между монитором и просмотровым столом, но суть та же — очень высокий контраст создает обманчивое ощущение красоты.

Только не забудьте отматать  на 8:20, потому что сама лекция длится 4 часа и смотреть все в рамках статьи совсем не обязательно (хотя многим творческим людям, которые любят развиваться всесторонне, лекция покажется интересной).

Блики

С бликами можно и нужно бороться. Даже если у вас матовый монитор, все равно необходимо стремиться максимально правильно организовать освещение на рабочем месте дизайнера. Другой вопрос в том, что официальные рекомендации ISO (ISO:3664 и 12646) слишком «драконовские», что бы их можно было повсеместно применять в офисах или квартирах.  В частности источники света в любом случае не должны находиться в прямой видимости, т.е.  все, что способно бликовать, должно быть убрано внутрь короба с  отражателем.

Но, т.к. в большинстве квартир и офисов, есть открытые источники света (люстры, настенные/напольные светильники, окна) матовые поверхности имеют преимущество над глянцевыми, т.к. делают блики менее насыщенными и резкими, как бы размывая их.

Отражения

Отражения в глянцевом мониторе слабо заметны при просмотре фильмов, в играх и при интернет-серфинге. Но зато очень сильно заметны на сером и темном фоне.

Напомню, что серый фон является самым удачным для работы с цветом и меньше всего раздражает глаза. По этому в проф. программа серый и темно-серые фоны интерфейсов преобладают. В результате мозг вынужден проделывать дополнительные операции, что бы распознавать, отделять и отсеивать одни визуальный образы от других — то, что расположено на экране и то, что в нем отражается.

Если работать приходится подолгу это вносит свой вклад в утомляемость.

Принимая во внимание все вышесказанное можно сделать вывод — для дизайнера лучшим решением является все же матовый монитор.

Глянцевый или матовый монитор для игр

Здесь ситуация диаметрально противоположная. В играх на первом месте стоит именно восприятие и зрелищность. В тоже время, в большинстве игр, присутствуют яркие картинки, на которых недостатки глянцевого монитора становятся менее заметны. Это позволяет заключить — для игр и просмотра фильмов глянцевый монитор является  более адекватным решением.

Глянцевый монитор для ноутбуков

Картинка на глянцевом мониторе выглядит ярче при меньшей мощности подсветки — это прямой путь к экономии заряда батареи. В тоже время, т.к. ноутбук устройство мобильное, с жесткими бликами бороться проще — монитор можно легко перенести и как угодно повернуть/наклонить.  Из-за этого глянцевое покрытие экрана стало весьма популярен на мобильных устройствах.

Заключение

Надеюсь мне удалось ответить на такой животрепещущий вопрос, как «глянцевый или матовый монитор использовать?». Как всегда в комментариях я с радостью выслушаю ваши вопросы и замечания=)